Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ГБОУ школа № 15

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Понятие «функциональная грамотность» на волне ликвидации безграмотности в 1957 году. ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Традиционно функциональная грамотность делится на составляющие:

  • читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты;
  • естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства;
  • финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
  • глобальные компетенции – критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового;
  • креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению,  формированию и оценке функциональной грамотности

Методическое обеспечение работы по повышению функциональной грамотности

Региональный проект «Новое качество образования: фестиваль лучших образовательных практик». ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Электронные банки заданий для развития функциональной грамотности:


Мероприятия проводимые в Василеостровском районе по функциональной грамотности

В 2021-2022 году в школе проводится исследование функциональной грамотности обучающихся 6-9 класса. Ссылка на работу с  интерактивным электронным банком заданий https://fg.resh.edu.ru/. Код на мероприятие и пароль формирует для обучающихся учитель.

В мае-июне 2022 года при участии ГБОУ школа № 15 Василеостровского района для учителей проводился районный конкурс  по математической функциональной грамотности «Мастерская гения». Подробнее о конкурсе по ссылке


В октябре – ноябре 2020 года ГБОУ щкола № 15 участвовала в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Комитет по образованию Санкт-Петербурга ведут изучение качества образования школьников.
Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA это , оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике.

Результаты приводятся по международной 100-бальной шкале со средним значением 500 баллов.

Сравнительная таблица результатов исследования

Средний баллЧитательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественно-научная грамотность
ГБОУ школа 15 513525480
Россия479488478
страны OECD487489489

Материалы для подготовки к исследованию: