Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Понятие «функциональная грамотность» на волне ликвидации безграмотности в 1957 году. ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Традиционно функциональная грамотность делится на составляющие:
- читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты;
- естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства;
- финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
- глобальные компетенции – критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового;
- креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению, формированию и оценке функциональной грамотности
- Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18.01.2022 № 03-28-357/22-0-0 «О проведении работы по функциональной грамотности для 6-х классов»
- Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов»
- Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022 года (ссылки для подключения)
- Распоряжение администрации Василеостровского района № 286-р от 27.01.2022 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, находящихся в ведении администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга»
- Распоряжения администрации о районных опорных площадках (РОП) по функциональной грамотности Распоряжение администрации о РОП 5769-р и Распоряжение администрации о РОП 6165-р
Методическое обеспечение работы по повышению функциональной грамотности
Электронные банки заданий для развития функциональной грамотности:
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)
- Открытый банк заданий ФГБНУ ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
- Открытые задания PISA
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Мероприятия, проводимые в Василеостровском районе и в ГБОУ СОШ № 15
Мероприятия по функциональной грамотности в Василеостровском районе
2023-2024 уч.год
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 уч.год
Сроки и этапы проведения диагностических работ в школе на платформе https://fg.resh.edu.ru
Класс | 23-27 октября 2023 год | 23-30 ноября 2023 год | 18-26 декабря 2023 год |
---|---|---|---|
8 | Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность |
9 | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Читательская грамотность |
2022-2023 уч.год
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности (ФГ) обучающихся на 2022 -2023 уч год
Отчёт о проведённых мероприятиях по функциональной грамотности в 2022-2023 уч.году
ГБОУ СОШ № 15 является площадкой по «Математической грамотности».
Проведены следующие мероприятия для района:
- 27.01.2023 г. Конкурс по математической грамотности для 4-х классов (дистанционный формат). Подробнее (итоги и задания) по ссылке
- 11.02.2023 г. Конкурс по математической грамотности «Математическая регата» для обучающихся 5 — 7 классов (очный на базе ГБОУ СОШ № 15). Подробнее по ссылке «Конкурс»
- Март-апрель 2023 г. Конкурс для учителей «Мастерская гения». Подробнее по ссылке
Архив «Исследование функциональной грамотности»
В 2021-2022 году в школе проводится исследование функциональной грамотности обучающихся 6-9 класса. Ссылка на работу с интерактивным электронным банком заданий https://fg.resh.edu.ru/. Код на мероприятие и пароль формирует для обучающихся учитель.
В мае-июне 2022 года при участии ГБОУ школа № 15 Василеостровского района для учителей проводился районный конкурс по математической функциональной грамотности «Мастерская гения». Подробнее о конкурсе по ссылке
В октябре – ноябре 2020 года ГБОУ щкола № 15 участвовала в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Комитет по образованию Санкт-Петербурга ведут изучение качества образования школьников.
Одним из лучших исследований в этой области является «Международная программа по оценке образовательных достижений школьников» – PISA это , оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике.
Результаты приводятся по международной 100-бальной шкале со средним значением 500 баллов.
Сравнительная таблица результатов исследования
Средний балл | Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественно-научная грамотность |
---|---|---|---|
ГБОУ школа 15 | 513 | 525 | 480 |
Россия | 479 | 488 | 478 |
страны OECD | 487 | 489 | 489 |
Материалы для подготовки к исследованию:
- Примеры заданий в электронном формате
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач (скачать Примеры заданий )
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)