Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ГБОУ СОШ № 15

Блокадные места на Васильевском острове

Виртуальная экскурсия. Выберете номер объекта:

1, набережная на Биржевой площади

набережная на Биржевой площади Мы столько раз гуляли с родителями по набережным Василеостровского района, я видел какие-то вмятины на камнях парапета, но никогда не придавал значение и не задумывался, думаю, как многие, откуда они появились, а теперь я знаю – эти повреждения от осколков снарядов, от пуль. В этом году мы будем праздновать 75-летие Победы над фашистскими захватчиками, а набережная возле Ростральных колонн хранит для нас, потомков, повреждения и боль тех лет. Многие скажут: «А зачем?» Знаете, конечно можно было отремонтировать, но когда проводишь рукой по граниту, ощущаешь эту вмятину, ты соприкасаешься с историей: с одной стороны замираешь и даже дух захватывает, а с другой – слезы накатывают, ведь нельзя забыть 900 дней блокады, которая унесла столько жизней.

[свернуть]

2, Биржевая д.1

Биржевая д.1 На здании библиотеки Академии Наук находится Памятная доска и следы от повреждений осколками. Повреждения заделаны темной штукатуркой и отчетливо видны на стене библиотеки по Биржевой линии.

[свернуть]

3, улица Репина

Улица РепинаУлица Репина — самая узкая улица шириной всего 5,6 метров. Она находится между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова.
Соловьевский переулок – название до 1952 г., по имени золотопромышленника и мецената С.Ф.Соловьева, на чьи деньги был разбит Соловьевский сад, к которому выходит улица, в свое время, по большей части, использовался для подвоза дров, как «черный вход в барские дома».
Во время блокады Ленинграда это была улица-морг, в зиму 1941—1942 годов на нее свозили трупы с центра города. Сначала трупы выкладывались штабелями, потом вываливались навалом. Крематории не успевали сжигать.Гробы, которых, перед войной в Ленинграде производили около 350 в месяц, были роскошью.
Некоторые дома по обеим сторонам улицы также использовались как морги, чему есть подтверждение в документах Управления городского коммунального хозяйства за 1941–1942 гг. Сейчас это простые жилые дома.
Недавно я посетил эту улицу, мирно люди гуляют на ней, и многие гости там даже не бывают, там лежит старая брусчатка и вдруг встала картина передо мной, как измученные голодом люди, на санках везут своих родных на эту узкую улицу.

[свернуть]

4, адрес 2-я линия, 13

2-я линия, 13 Известные всему миру строки из дневника школьницы Тани Савичевой теперь ежедневно напоминают жителям дома 13 по 2-й линии Васильевского острова, что именно в этом доме жила маленькая блокадница. На стене дома, где жила Таня Савичева, висит мемориальная доска.
Эскиз придумал художник Виктор Сиваков. Он решил, что нужно обязательно использовать блокадный дневник Тани, который стал обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. Поэтому одну из страничек дневника воплотили в граните.
Хотя Таня и написала в своем дневнике «Савичевы умерли. Умерли все», в живых все же остались сестра Нина и брат Михаил, который во время войны был партизаном. Так вышло, что Нину спешно эвакуировали на Большую землю – она даже не успела предупредить родных. В семье Савичевых считали, что Нина погибла. Однако сестра Тани дожила до наших дней и присутствовала на открытии мемориальной доски в 2005 году. Около мемориальной доски всегда лежат цветы, значит все-таки не только я и мои родные помнят о Тане.
Дом, на котором с 2005 года висит мемориальная доска, построен в середине XIX века, а семейство Савичевых имеет к нему отношение с 1910 года, когда отец Тани открыл тут булочную и кондитерскую, поселившись в одной из освободившихся квартир.
Савичевым так же принадлежал и кинотеатр на Суворовском проспекте. После революции и эпохи НЭПа имущество и производство было изъято, а семейство выслано из города, где отец Тани, сломленный потрясениями, заболел и в 1936 году умер. Мать Тани осталась с пятью детьми.
Семье удалось вернуться и даже занять часть своей квартиры. Во время начала войны в двухкомнатной квартире жили мама Тани, бабушка и четверо детей. Детям лишенцев дорога в комсомол и к образованию была закрыта, старшие пошли работать на заводы, мать устроилась в швейную артель.
Вероятно, по этой причине – Таня не из семьи рабочих, принадлежала к классу некогда состоятельных горожан – мемориальный музей в этом доме не был открыт, а сама история Тани стала известна только с середины 1960-х годов, в эпоху оттепели.

[свернуть]

5, пересечение Большого проспекта и 8-9-й линии

пересечение Большого проспекта и 8-9-й линии Известно, что в блокадном Ленинграде под обстрелами и бомбежками одними из первых из строя вышли уличные часы.
Солнечные часы появились в блокадном городе весной 1943 года. Спроектировал и руководил их сооружением, живший неподалеку, в доме на углу Среднего проспекта и 8 линии, профессор астрономии Василий Иосифович Прянишников. Солнечные часы он создал наперекор войне и блокаде. Они были сделаны из фанеры и досок. Возле них всегда было много народа: здесь обсуждали новости с фронта, городские дела, назначали встречи… Ленинградцы сверяли свои часы с солнечным временем в том числе и потому, что во время блокады практически все городские циферблаты не действовали: они пострадали от артобстрелов и бомбежек. Эти часы простояли до самого конца войны и в 1945 году были разобраны.
Спустя много лет 8 сентября 2016 года, на пересечении Большого проспекта и 9 линии Васильевского острова снова появились солнечные часы, только сделанные из гранита. Исполнил хронометр каменных дел мастер Николай Яшин.
Проект часов разработан петербургским мастером Валерием Дмитриевым, на счету которого пятьдесят солнечных часов во всех уголках России.

Я там был и видел, как люди, проходившие мимо, несмотря на то, что спешат на работу или по своим делам, останавливаются возле солнечных часов, как будто время останавливается в этот момент на несколько секунд.

[свернуть]

6, адрес 14-я линия, 39

14-я линия, 39 На 14-й линии д.39 я увидел Памятную доску о 6-й Артиллерийской спецшколе, которая работала в этом здании в годы блокады. Оказалось, что до появления Суворовских и Нахимовских училищ в СССР существовали так называемые военные спецшколы для старшеклассников. В наше время аналогом этих школ являются кадетские корпуса. Одна из спецшкол располагалась в здании на 14-й линии, о чем гласит памятная доска. В 1942 году были эвакуированы из Ленинграда.
Изучая историю 6-й Артиллерийской спецшколы, я узнал, что спецшкола готовила кадры для артиллерийских училищ. Форма у ребят была красивая, китель с двумя перекрещенными стволами на петлицах, синие брюки с красным кантом, ботинки, шинель командирского покроя, фуражка, ремень с латунной пряжкой и звездой как у курсантов военных училищ. Все это вызывaло зависть дворовых мaльчишек того времени. Думаю, что сегодня многие мальчишки так же завидуют курсантам Суворовских и Нахимовских училищ.

[свернуть]

7, Средний проспект, 77/79

Средний проспект, 77/79Проходя по Среднему проспекту мимо Василеостровского трамвайного парка (трамвайный парк им. Леонова) можно увидеть памятную табличку, посвященную подвигу трамвайщиков.
В чем же заключался их подвиг? Оказывается, что у петербургского трамвая два дня рождения – 29 сентября 1907 года, когда из стен парка вышли вагоны на первые регулярные рейсы, и 15 апреля 1942-го, когда в блокадном Ленинграде было восстановлено пассажирское движение.
Именно 15-го числа на линии города вышел первый пассажирский трамвай. Василеостровский трамвайный парк стал одним из тех, кто возобновил выпуск трамваев по линии в блокадном городе. Это было уникальное событие. Как рассказывают очевидцы, люди плакали и просили вагоновожатого позвонить ещё раз, чтобы вновь услышать этот жизнеутверждающий звонок, который доказывал всему миру, что Ленинград выстоял, Ленинград живёт и Ленинград борется. Это удивительное чувство вселяло уверенность в то, что мы победим. Так оно и случилось. Мы победили, и символом этой победы была трель первого пассажирского трамвая после трёх месяцев страшной холодной зимы.

[свернуть]

8, адрес 22-я линия, 7

22-я линия, 7Надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» наносились в Ленинграде на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как обстрел города вёлся с южного (Пулковские высоты) и юго-западного (Стрельна) направлений. Именно с этих территорий, оккупированных немцами, велся постоянный обстрел. В то же время территории к северу от Ленинграда были заняты финскими войсками, которые не вели обстрелов Ленинграда.
В настоящее время в городе осталось всего четыре таких табличек: на стенах дома №10 по Невскому проспекту, дома № 61 по Лесному проспекту, дома № 7 по 22-й линии Васильевского острова и дома № 6 корпус 2 по улице Калинина.
Одна из таких надписей, как я уже писал, есть и на Васильевском острове. Она нанесена на стене дома №7 по 22 линии, на стене юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Надпись была возобновлена в 1969 году. Памятная доска была выполнена мастерами А.И. Ивановым и Р.И. Геллерштейном. Современные надписи выполнены белой краской по синей (голубой) заливке, нанесённой на штукатурку

[свернуть]

9, Большой проспект, 73

Большой проспект, 73Очень необычный памятник установлен возле одной из пожарных частей. Эта часть №9 расположена на Васильевском острове, на Большом проспекте, на углу с 21-й линией В.О.Сейчас в ней находится музей пожарной охраны.
История обороны Ленинграда — одна из ярких страниц в летописи Великой Отечественной войны. Серьезные и тяжелые испытания выпали тогда и на долю пожарных, которые уже с первых дней войны стали готовить город к противопожарной обороне. С самого начала пожарная охрана города была военизирована и стала одной из служб МПВО.
Помимо тушения пожаров работники пожарной охраны выполняли и ряд других функций. Когда в городе была массовая смертность, они рыли траншеи для похорон умерших. В летние месяцы личный состав производил ремонт печей, чистил дымоходы, ремонтировал уличные водопроводные магистрали. Также огнеборцы Ленинграда принимали участие в постройке оборонительных сооружений на подступах и в самом городе, некоторые бойцы были откомандированы на строительство «Дороги жизни».
Из-за недостатка в городе электроэнергии на пожарных было возложено водоснабжение хлебозаводов и бань.
За годы войны пожарная охрана города на Неве потеряла две трети личного состава, а это 2067 человек, 1070 из них умерли от голода и истощения.
Ленинградский гарнизон потерял 53% боевых машин, тысячи метров рукавов и несколько зданий пожарных команд. Было уничтожено более 30 километров линий пожарной связи.
В июле 1942 года за образцовую подготовку противопожарной обороны города Ленинграда, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина. Более тысячи пожарных были награждены медалями и орденами. Это единственный случай такого высокого награждения пожарных за весь период Великой Отечественной войны.
Изначально, памятник был задуман как традиционная мемориальная галерея с портретами героев. Но в результате, скульптурная композиция превзошла все ожидания. Она изображает двух пожарных, борющихся с огнем.
Прототипом послужила Родосская «Гибель Лаокоона и его сыновей». Фигуры огнеборцев скопированы с родосских, роль змея выполняет рукав. Такое же отчаяние в позе одного из пожарных, такие же трагические жесты.
Смотришь и не можешь ответить для себя на вопрос: «Кто победит в смертельной схватке?».

[свернуть]

10, наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия

наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линияПамятник – это не только архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятниками могут быть даже корабли, как, например крейсер «Красин». Чем же он заслужил такую честь?
В 1941 году, в день объявления Германией войны Советскому Союзу, ледокол «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации. И, тем не менее, этот ледокол сделал немало для победы во время войны. Ледокол «Красин» занимался своим прямым делом — проводил караваны судов с народнохозяйственными и оборонными грузами через льды в Арктических морях, а также в Белом море.
Особая страница — участие «Красина» в полярном конвое PQ-15, когда ледоколу пришлось вступить в прямой бой с врагом и выйти из него с честью.
История полярных конвоев — одна из самых героических и трагических страниц Второй мировой войны. Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании (Ливерпуль и Гринок) и о ккупированной союзниками Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР.Экипажи торговых судов конвоя формировались только из добровольцев и были интернациональными. Конвои везли вооружение и боеприпасы, продовольствие, медикаменты, горючее.
Путь конвоев пролегал мимо берегов Норвегии, где базировались немецкие подводные лодки и находились аэродромы немецкой авиации. Ни одному конвою не удалось избежать потерь.
«Красин» в составе конвоя PQ-15 вышел из исландского порта Рейкьявик 26 апреля 1942 года. Караван был атакован вражеской авиацией. Из 5 самолетов, сбитых кораблями конвоя, два были подбиты членами экипажа ледокола, но и сам корабль чуть не погиб.
Ныне «Красин» — ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. Для всех петербуржцев и гостей города это необычный и популярный музей. Посетив его, можно прикоснуться к живой истории и почувствовать настоящую романтику полярных исследований.

[свернуть]

11, комплекс Ленэкспо, на берегу Галерного ковша

комплекс Ленэкспо, на берегу Галерного ковшаПрогуливаясь по территории Ленэкспо можно увидеть торпедный катер. Ученики нашей школы № 15 каждый года в майские праздники устраивают здесь торжественные митинги и возлагают цветы к подножию катера. Ведь именно такие же катера защищали подступы к Ленинграду во время блокады.
На гранитном постаменте памятника установлен настоящий боевой торпедный катер «Комсомолец», накладными бронзовыми буквами текст и даты: «Героическим морякам торпедных катеров Балтики, 1941-1945». Рядом установлена памятная доска: «Моряки торпедных катеров активно участвовали в обороне и снятии блокады Ленинграда, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на дальних и ближних подступах к городу (на п/о Ханко, Моонзундских островах, Выборгском заливе, южной части Балтики). Торпедные катера КБФ за годы войны потопили 119 и повредили 38 кораблей и судов противника, выставили более 2000 мин, участвовали в 12 десантных операциях. Бригада торпедных катеров КБФ награждена орденами Красного Знамени и Нахимова I степени. Одному из дивизионов бригады присвоено звание гвардейского. Одиннадцать катерников удостоены звания Герой Советского Союза, многие награждены орденами и медалями».
Автор этого памятника — архитектор Е.И. Травников

[свернуть]

12, Шкиперский проток, 10

Шкиперский проток,10Защищали Ленинград с воды в годы войны моряки-подводники. Одна из таких подводных лодок Д-2 «Народоволец» стала филиалом Центрального Военно-морского музея в августе 1994 года.
Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийском заводе, куда её перевели для ремонта с Северного флота. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941–1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка Д-2 под командованием капитана 3 ранга Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила в 1942 году (с 23 сентября по 4 ноября). Уже на следующие сутки после выхода она угодила в противолодочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продуванием цистерн главного балласта. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия на волнении в холодную погоду рубила стальные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир одной из балтийских «щук», Герой Советского Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у острова Борнхольм транспорт «ЯкубусФрицен», а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку преследовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам Главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки – 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта…
До 1956 года Д-2 находилась в составе Балтийского флота. Затем она была выведена из боевого состава ВМФ. А в 1984 году было принято решение реконструировать подводную локу Д-2 в музейный комплекс. Так, благодаря ветеранам флота и судостроения гости нашего города могут посещать экспозиции одного из первенцев отечественного подводного кораблестроения — подводную лодку Д-2 («Народоволец»).

[свернуть]

13, площадь Балтийского флота

площадь Балтийского флотаНеобычный памятник подвигу моряков Балтийского флотав виде башен, снарядов и гребных винтов крейсера «Киров»был открыт 30 сентября 1990 года. Архитекторы М. В. Круглов, В. Н. Соколов, А. Б. Корольков, В. А. Реппо придумали и реализовали эту мемориальную композицию, включающую части крейсера «Киров», который принимал участие в обороне Ленинграда. На башнях есть памятная плита. На ней приведена статистика боевых стрельб «Кирова» во время битвы за Ленинград.
«Киров» — первый крейсер в составе отечественного флота со скоростью, превысившей 30-узловую отметку. Корабль предназначался для действия в составе эскадры по выводу легких сил в атаку, поддержки корабельного дозора и разведки, а также для охранения эскадры от атаки легких сил противника, отражения десантов противника и арт. поддержки собственных тактических десантов (фактически, из-за специфических условий второй мировой войны на Балтийском флоте, по своему предназначению использован быть не мог). Зато благодаря уникальным баллистическим данным артиллерии главного калибра — 211 кбт. (38,6 км),
активно участвовал в обороне Ленинграда, обеспечении ПВО Ленинграда и Кронштадта. В годы блокады крейсер «Киров» стоял на Неве в центре города (как правило, между Дворцовым мостом и Благовещенским мостом) и участвовал в обороне города как своим главным калибром, так и зенитными орудиями.
27.03.1943 г. первым среди кораблей Краснознаменного Балтийского флота награжден орденом Боевого Красного Знамени. К концу войны 1006 чел. экипажа за героизм и мужество удостоены правительственных наград. В 1944 г. и до конца войны из-за крайней минной опасности дальше Кронштадта в море не выходил. 17.10.1945 г. вышел в море для проведения учебных артиллерийских стрельб, но недалеко от Кронштадта подорвался на донной магнитной мине типа «С», получил тяжелые повреждения и был спасен героическими усилиями экипажа и аварийных партий.
В мирное время был переформирован в учебный крейсер.

[свернуть]

14, улица Наличная, 55

улица Наличная, 55Памятник «Детям блокадного Ленинграда» был открыт 8 сентября 2010 года в День памяти жертв блокады. Это девочка, укутанная в шаль и стела, напоминающая окна блокадного Ленинграда.
В руках у девочки маленький кусок блокадного ржаного хлеба — те самые 125 грамм, выдаваемые по карточкам в самую суровую зиму 1941 года. Авторы скульптуры — Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо.
Памятник установлен во дворе дома № 55 по Наличной улице в Яблоневом саду, посаженном в 1953 году учениками школы № 34 в память о погибших в Великой Отечественной войне. На доме находится памятная доска, установленная в 2005 году, которая гласит, что фруктовый сад во дворе этого дома заложен школьниками в память о погибших в Великой Отечественной войне, и дата основания.
улица Наличная, 55
Место это выбрали не случайно. Яблоневый сад — живой памятник ленинградцам и защитникам города. Ведь сад создан по инициативе учительницы биологии школы № 34 Анфисы Николаевны Семеновой-Тянь-Шанской — женой внука знаменитого путешественника.
Она, жительница блокадного города, потеряла в те суровые годы мужа и сына. Всю блокаду она преподавала в школе № 34. В самое тяжёлое время блокады в школу приходило всего несколько учениц и одна учительница.
У памятника всегда лежат детские игрушки и крохотные кусочки ржаного хлеба. В глубине сада на заборе граффити — детские рисунки: цветочные поляны, яблони, яркие краски, солнце.
Первоначально сад назывался «Анфисиным», а впоследствии Яблоневым. С годами сад разрастался, каждый выпускной класс сажал здесь свои деревья.

[свернуть]

15, площадь Балтийских юнг

площадь Балтийских юнгНаш город в годы блокады защищали не только взрослые, но и дети. Так на площади Балтийских юнг на 50-летие Победы был установлен памятник юнгам Балтики. Это очень трогательный и необычайно простой монумент, как будто перед нами мальчишка в матросской форме и бескозырке, сняв с плеча карабин, присел на камень и устало смотрит куда-то морскую даль.
Памятник посвящён памяти балтийских юнг, участвовавших в Великой Отечественной войне. В 1942 году на Балтийском флоте были организованы роты юнг, в которых обучались военному искусству около 2 000 подростков, затем участвовавших в боевых операциях.
Памятник создан по инициативе Общества ветеранов-юнг дважды Краснознаменного Балтийского флота и на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга.
С 1989 года новая площадь в Гавани получила название площадь Балтийских Юнг. Идея монумента предложена художником В.Г. Пассараром. Для дальнейшей разработки и осуществления проекта был создан авторский коллектив: скульптор Л.Ю. Эйдлин, архитектор В.Л. Спиридонов, художники В.Г. Пассарар и И.Г. Уралов.
Открытие памятника состоялось 24 мая 1999 года.

[свернуть]

16, Смоленское лютеранское кладбище

Смоленское лютеранское кладбищеБратская могила детского сада на Смоленском лютеранском кладбище, центральная аллея. Сюда попасть можно лишь случайно, если вы захотите взглянуть на старое лютеранское кладбище. Но эту траурную плиту вы заметите сразу, так как там всегда лежат детские игрушки.
9 мая 1942 года группа детей на Среднем проспекте была убита немецким снарядом. Трагедия случилась на углу 13-й линии и Среднего проспекта. Сейчас в здании находится Василеостровский районный суд, памятной доски на здании нет.

[свернуть]

17, Смоленское братское (блокадное) — мемориальное кладбище

Кладбище «Остров Декабристов» (известное как Смоленское братское (блокадное) — мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге. На этом кладбище похоронено 100 000 ленинградцев, умерших от голода и обстрелов в блокаду.
Располагается кладбище на острове Декабристов (Голодае) возле реки Смоленки, на её северном берегу. На другом берегу, на Васильевском острове, расположено Смоленское православное кладбище.
С первых чисел июля 1941 года и до первых чисел ноября того же года силами работников треста «Похоронное дело», а также отчасти и рабочих, на выделенном земельных участках, в том числе и на острове, было вырыто более 280 траншей размерами 20х2,5х1,7 м.
Захоронения на территории вблизи северного берега реки Смоленки стали производить практически с первых дней ленинградской блокады: хоронили погибших от бомбёжек, артобстрелов и голода жителей города, работников ленинградских промышленных предприятий и организаций, павших воинов-защитников Ленинграда. Могилы братские и индивидуальные.
С течением времени количество умерших увеличивалось, и к декабрю 1941 года кладбища не справлялись с таким количеством, так что трупы пришлось не захоранивать, а складывать в штабеля на поверхности земли. Для обеспечения полного захоронения всех поступающих трупов в помощь работникам кладбища стали даже выделять бойцов МПВО (местной противовоздушной обороны).
После Великой Отечественной войны кладбище стало мемориальным, были возведены монументы и памятники:

  • Центральный обелиск «Вечная память героическим защитникам города Ленина, отдавшим свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины 1941—1943».
  • Гранитная стела с памятной надписью «Детям, жертвам блокады Ленинграда, вечная память». Открыта 27 января 2009 года
  • Мемориальное сооружение «Монумент „Торпеды“»: братская могила экипажа Краснознамённой подводной лодки Щ-323
  • Мемориальные плиты «Героическим защитникам Ленинграда»
  • Братские могилы

Расположен по адресу: остров Декабристов, набережная реки Смоленки
Знаете, возможно я рассказал не о всех памятных досках, не о всех памятниках – их огромное количество, но мне хотелось рассказать именно об этих, которые мне запали в душу и вызвали огромные эмоции.
На самом деле, готовя этот доклад, я не знал с чего начать, как рассказать, поймут ли меня и мои чувства мои одноклассники. Доклад я готовил долго и мучительно. Прочитывая его снова, у меня наворачиваются слезы и вспоминаются стихи А.Твардовского:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.

[свернуть]